Система обучения водителей играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Водитель приобретает знания, умение и навыки, выполняя различные действия по управлению автомобилем: нажимает на педали сцепления, тормоза, управления подачей топлива, поворачивает рулевое колесо, перемещает рычаги переключения передач.
Знания — совокупность усвоенных сведений, проверенных;
практикой их использования в реальной действительности.
Умение — способность своевременно и целеустремленно применять специальные знания в какой-либо деятельности.
Навык—доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще — двигательной).
В начале обучения целесообразно выработать у обучаемого навык автоматического отыскания рычагов, педалей управления и необходимую последовательность действий при работе ими. При выработке этих навыков в действии с органами управления устанавливаются мышечно-двигательные представления о направлении соответствующих движений, их амплитуде, скорости, требуемых усилиях, о продолжительности движений, их .сочетаний и последовательности.
Овладение двигательными навыками значительно эффективнее в том случае, если внимание обучаемого не отвлекается на решение других задач. В этом отношении обучение на тренажере имеет преимущество перед обучением на автомобиле.
Основной задачей последующего обучения является формирование соответствующих зрительных представлений. Как известно, при управлении автомобилем большую часть всей информации водитель получает при помощи зрения. В процессе тренировки зрительные представления объединяются в единые комплексы с представлениями мышечно-двигательными и вестибулярными.
Дальнейшее совершенствование навыков управления автомобилем должно быть направлено на увеличение точности и быстроты восприятия дорожной обстановки, быстроты действии при выполнении основных приемов (поворотов, разворотов, остановок в заданном месте, заездов в ворота и т. п.) и привыкания к управлению автомобилем на различных скоростях. а также вождению автомобиля в особых условиях движения (гололед, туман, снег, дождь, темное время суток).
Навыки формируются при выполнении упражнений, в которых одно и то же действие повторяется несколько раз. Продуктивность занятий зависит от метода обучения, способностей и эмоционального состояния обучаемых, от правильного распределения упражнений по времени.