Модель деятельности водителя.
Информация к водителю поступает со скоростью 109 – 1011 бит/сек. Водитель способен воспринять и переработать только 16 бит/сек.
Функции управления автомобилем:
1. Восприятие ситуации.
2. Оценка ситуации.
3. Принятие решения.
4. Выполнение действия.
Прием информации.
Вся информация о дороге, расположенных на ней объектах и об автомобиле поступает к водителю через органы чувств, возбуждая у него ощущение – отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Различают ощущения зрительные, слуховые, кожно-мышечные, вибрационные, вестибулярные, обонятельные и тепловые.
Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря им водителю поступает 80 % информации. 10 % информации поступает от вестибулярного аппарата и нервных окончаний кожи, 6 % приходится на слуховой канал, а оставшиеся 4 % на долю суставной чувствительности.
Большой объем информации или быстрые ее изменения часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринимать и перерабатывать, а следовательно, и выработать верное решение. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной в следствие недостатка времени для переработки информации.
Статистика ошибок, допускаемых водителем
Классификация по функциям:
- водитель не воспринимает ситуацию на дороге – 49%;
- неправильная оценка ситуации водителем и неправильное принятие решений – 41%;
- прочие ошибки – 10%.
Классификация по факторам:
2. Прямые ошибки:
- отвлечение внимания – 36%;
- недооценка опасности – 30%;
- боязливость в манерах поведения и опасные привычки – 25%;
- ошибочный прогноз поведения других участников движения – 18%;
- неправильная оценка обстановки – 12%;
- недооценка собственного ошибочного поведения – 11%;
- осознанное противоправное собственное поведение – 8%.
2. Косвенные ошибки:
- ошибки при прогнозе дорожной обстановки – 36%;
- спешка – 35%;
- настроение – 17%;
- недостаточное владение навыками управления транспортным средством – 16%;
- временное ухудшение функционального состояния в связи с психологическими условиями – 16%;
- бездействие – 5%;
- неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства – 4%.
Факторы, влияющие на водителя:
- попадающие в кабину отработанные газы;
- холод зимой, жара и духота летом;
- шум и вибрации;
- неудовлетворительное состояние дороги;
- дождь, туман, снегопад и т.п.
Надежность водителя зависит от профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.