Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числители порядковый номер, под которым эта отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью – номер грузовой накладной. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.
При отправлении продукции следует определить массу груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте – и по осадке судна.
Задачи управления транспортом в процессе физического движения товаров на пути от производителя к потребителям после сформирования логического канала распределение сводится к следующим:
1. выбор вида транспорта и определение видов транспортировки;
2. выбор вида грузовых перевозок и маршрутизация грузопотоков;
3. управление и контроль за движением транспорта в ходе доставки товара по логической цепи.
Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующие соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляют договор перевозки. В этом договоре перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель обязуется в установленном порядке оплатить работу перевозчика.
Для железнодорожного транспортапервичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В комплект необходимой сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
При отправке груза автомобильным транспортомосновным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов между заказчиком и автотранспортной организацией обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возращен по окончанию работы.
При отправке груза морским транспортомв случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручительным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления. Если используемое судно совершает не регулярный рейс на условиях фрахта, то составляемый договор морской перевозки называется чартерным. В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (по принципу «море – река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ называется накладная. Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичные документ для передачи груза на судно является так называемый «погрузочный ордер».
При перевозке грузов внутренним речным транспортом
основным документом является заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная.
Перевозки грузов воздушным путем
также осуществляются согласно соответствующим образом оформленной накладной.
К Р И Т Е Р И И |
Выбор основных логических посредников в транспортировке | Выбор вида транспортировки (по способам перевозки) | |
Перевозчики: · экспедиторы · компании физического распределения · транспортно-логические |
· унимодальная · смешанная · комбинированная · интермодальная · терминальная · мультимодальная · прочие |
Выбор вспомогательных логических посредников |
Фирмы: · страховые · охранные · грузоперерабатывающие · финансовые · информационные · агенты · брокеры · прочие |