Прогнозы развития России до 2025 года свидетельствуют, что рост товарооборота сохранит свою тенденцию, причем рост экспорта преимуществен перед импортом, но состояние транспортной системы России не обеспечит транспортировку товарного объема, который будет производиться/добываться. Поэтому Правительство Российской Федерации разработала Программу реформирования транспорта России. На завершающем этапе находится разработка стратегии транспорта на период до 2025 года. Так как максимальный объем перевозок приходится на железнодорожный транспорт (причем по прогнозам его доля только увеличится), то это направление является приоритетным.
Эта тема актуальна, так как от результатов реформирования транспортной системы зависит обеспеченность России, её безопасность и целостность границ, а также развитие России и степень интеграции в мировую торговлю.
Реформирование транспортной системы и развитие транспортных предприятий началось в России в 2002-2003 годах. Помимо законодательных актов для работы использовалась теория по предмету логистика. Эта наука изучена и внедрена уже давно. Из логистики для данной темы выделили транспортную логистику, которая является в Российских условиях самой значимой, т.к. очень большие расходы приходятся именно на транспортировку, которые включены в конечную цену товара. Основным источником теории является учебно-практическое пособие Кретова И.И. и Садченко К.В. «Логистика во внешнеэкономической деятельности» выпущенного после изменений и дополнений в 2003 году. В нем рассмотрены основные виды логистики, экспортно-импортные операции, таможенное законодательство, обеспечение логистических услуг и информационные технологии для логистики. Также основным источником являлся учебник под ред. Б.А. Аникина, 2001 года, в котором затрагиваются и описываются проблемы логистики. Также теоретическая часть дипломной работы базировалась на статьях известных журналов Логистик& и Внешнеэкономический бюллетень и на законодательных актах и законах Российской Федерации, в частности О транспортно-экспедиционной деятельности и Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Железные дороги начали выделение ремонтных предприятий, которые приносят только убытки Министерству Транспорта и которые находились на иждивении. Также происходит сокращение подвижного состава (к 2010 году доля государственного подвижного состава по планам должна быть порядка 60%). На фоне сложившейся ситуации транспортные компании, заинтересованные в развитии должны расширять свой подвижной состав. ООО «СибТрансАльянс» утвердило инвестиционный план и бизнес-план по развитию транспортно экспедиционной деятельности путем расширения собственного парка подвижного состава на базе имеющегося состава. Предлагается помимо данного плана рассмотреть другие варианты обеспечения предприятия необходимым количеством вагонов, которое рассчитано исходя из договоров на перевозку и учитывающих тенденцию роста, а также возможности компании, в том числе и по привлечению кредитных ресурсов. В частности, предлагается рассмотреть варианты: а) Покупка б/у вагонов; б) Покупка новых вагонов; в) Лизинг б/у вагонов; г) Лизинг новых вагонов.
Целью работы на микроуровне является расчет проектов по обеспечению предприятия вагонов выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, обоснование его эффективности, расчет по данному проекту эффекта от привлечения заемных средств. На макроуровне целью является и рассмотрение программы реформирования, реструктуризации системы транспорта, рассмотреть гипотезы развития транспорта в России.
Объект работы с одной стороны является транспортная компания, созданная в 2002 году и осуществляющая с 2003 года хозяйственную деятельность в виде транспортно-экспедиционных услуг. С другой стороны объектом является РАО «РЖД».
Задача работы – рассмотреть сложившуюся ситуацию и предложить пути решения данной проблемы, как на микроуровне на базе ООО «СибТрансАльянс», так и на макроуровне на базе железных дорог России.
Данная работа состоит из 3 частей, которые взаимосвязаны, и которые несут последовательность. Так в первой части рассмотрены теоретические аспекты транспортной логистики. Во второй части проведен тщательный анализ товарооборота Сибирского Федерального округа, анализ перспектив реформирования РАО «РЖД» (МПС), изучена материально-сырьевая база СФО, и рассмотрены прогноз развития СФО по отраслям.