Стояночная тормозная система грузовых автомобилей имеет только |дин тормозной механизм, устанавливаемый на выходных концах эричного вала коробки передач, ведомого вала раздаточной коробки 1и ведущего вала главной передачи. Применяют преимущественно подочные тормозные механизмы барабанного типа.
Рис. 12. Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130:
1 — фрикционная накладка; 2 — тормозной барабан; 3 — задняя крышка коробки передач; 4 — уплотнение; 5 —• малая от-тяжная пружина колодок; 6 — чека опорного пальца; 7 — опорный палец; 8 — гайки; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки
Распространенная конструкция такого типа изображена на рис. 12.
Отлитый из серого чугуна тормозной барабан 2 прикреплен к фланцу вторичного вала коробки передач. Две одинаковые отлитые из алюминиевого сплава колодки 13 с фрикционными накладками 1 и стальными опорными сухарями 15 притянуты пружинами 5 и 14 к опорному пальцу 7 и разжимающему кулаку 16 и удерживаются болтами 11 (не препятствующими разжиманию колодок) от боковых смещений.
Зазор между барабаном и колодками регулируют изменением длины тяги 21 путем навинчивания на нее или свинчивания вилки 19 или перестановкой пальца 22 в одно из отверстий рычага 18.
Рис. 13. Схема работы тормозной камеры с пружинным аккумулятором энергии:
а — тормоз выключен; б — рабочее торможение; е — торможение с использованием аккумулятора; А и В — полости; 1 — рычаг разжимающего устройства; 2 н 4 — штоки; 3 — диафрагма; 5 — поршень; 6 — «пружин»; 7 — винт