На протяжении всего года команды проводят аэродинамические испытания
. Для проверки и корректировки аэродинамических свойствболидов каждая команда, тестирует машину, не только гоняя ее по гоночной трассе, но и обдувая болид в аэродинамической трубе
. В процессе разработок болида команды обычно отводят до 12 тысяч часов на тестирование в трубе.
"Аэродинамика – первоочередной фактор, определяющий техническое совершенство современного болида Формулы 1. Следовательно, аэродинамическая труба – первостепенная необходимость для создания такого болида", - заявил Питер Заубер на презентации аэродинамической трубы его команды (см. Рис. 3.1) в декабре 2003 г.
Рис. 3.1
Питер Заубер и его технический директор Вилли Рампф
в новой аэродинамической трубе команды Sauber.
Аэродинамическая труба (АТ) -
это установка, создающая поток воздуха или газа для экспериментального изучения явлений, сопровождающих обтекание тел.
Область использования технологии АТ, конечно же, не ограничивается аэродинамическими испытаниями болидов F1. С помощью АТ определяются силы, возникающие при полёте самолётов и вертолётов, ракет и космических кораблей, при движении надводных и подводных судов, исследуются их устойчивость и управляемость. В АТ определяются ветровые нагрузки, а также нагрузки от взрывных волн, действующие на здания и сооружения - мосты, мачты электропередач, дымовые трубы и т. п.
Испытания в АТ базируются на принципе относительности Галилея
, который гласит, что перемещение тела относительно воздуха (или жидкости) можно заменить движением воздуха, набегающего на неподвижное тело
.
В аэродинамических трубах натурные явления обращаются
, вместо поступательного, прямолинейного и равномерного движения тела в однородной неограниченной среде изучается обтекание неподвижного тела равномерным потоком с той же скоростью. По принципу относительности Галилея механические явления взаимодействия среды и тела будут в обоих случаях одинаковыми.
Для моделирования движения тела в АТ необходимо создать равномерный поток
, имеющий в любых точках равные и параллельные скорости (равномерное поле скоростей), одинаковые плотность и температуру.
АТ дороги, поэтому обычно в них исследуется обтекание моделипроектируемого объекта (или его частей), и определяются действующие на неё силы. При этом необходимо соблюдать условия подобия
, которые обеспечивают возможность переносить результаты, полученные для модели в лабораторных условиях, на полноразмерный натурный объект. При соблюдении этих условий аэродинамические коэффициенты
для исследуемой модели и натурного объекта равны между собой, что позволяет, определив аэродинамический коэффициент в аэродинамической трубе, рассчитать силу, действующую на натуру.